Памятки для учащихся начальной школы применяются для оформления классного уголка по чтению. В уменьшенном формате можно распечатать индивидуально для каждого ребёнка.
Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению - что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это можно, если с первых уроков незаметно знакомить детей с правилами работы с текстами.
Правила чтения и обращения с книгой
- Не берите книги грязными руками.
- Читайте, сидя за удобным столом.
- Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
- Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
- Следите, чтобы освещение падало с левой стороны и было достаточным.
- Не читайте на ходу и при движении транспорта.
- Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
- Храните книги в закрытых полках.
Как надо готовить чтение
- Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.
- Прочитайте несколько раз эти слова.
- Выясните значение всех непонятных слов по словарю или спросите у взрослых.
- Прочитайте текст повторно, перескажите его.
Учитесь читать правильно
- Следите за словами на строчке, не переставляйте их.
- Старайтесь понять то, о чем читаете.
- При чтении будьте внимательны к каждому слову.
- Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Учитесь читать выразительно
- Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
- Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
- Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
- Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
- Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
- Выделяйте голосом важные места.
Памятка к работе над сказкой
- Как называется сказка? Кто ее сочинил?
- Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?
- Кто в сказке действует? Какие это герои?
- Какие события описываются в сказке?
- Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?
- Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.
- Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?
- Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?
Памятка к работе над басней
- Как называется басня? Кто ее автор?
- Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
- Что осуждается в басне?
- Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
- Что должен понять из этой басни читатель?
- Какое выражение басни стало крылатым?
Памятка к работе над стихотворением
- Назовите стихотворение и его автора.
- Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?
- Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?
- Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении?
- Что вам понравилось в стихотворении?
- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
Работа над лирическим стихотворением
- Прочитайте стихотворение.
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Какие чувства автор выразил в этом стихотворении?
- Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?
Памятка к работе над статьей
- Запомните, как называется статья и кто ее автор.
- Прочитайте статью. Какие слова и выражения вы не поняли?
- О ком или о чем эта статья?
- О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
- Разделите статью на части. Что самое главное в каждой части? Озаглавьте каждую часть? Составьте план.
- Какова главная мысль всей статьи? Найдите в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
- Что нового вы узнали из прочитанного?
- Что вы читали об этом раньше?
Памятка к работе над рассказом
- Как называется рассказ? Кто его написал?
- Прочитайте рассказ. Выясните, когда происходит действие, которое в нем описывается?
- Назовите действующих лиц. Что вы о них узнали?
- Что случилось с героями? Как они вели себя? Кто из действующих лиц понравился вам и чем именно?
- О чем вы думали, читая рассказ?
Выделение главной мысли рассказа
- Внимательно прочитайте рассказ.
- Выберите непонятные слова и образные выражения, сами объясните их или задайте вопрос о том, что вам непонятно.
- Ответьте на вопросы, напечатанные в конце рассказа.
- Определите главную мысль рассказа.
Составление плана
- Разделите рассказ на части.
- Мысленно нарисуйте картину к каждой части.
- Озаглавьте каждую часть своими словами или словами текста, запишите заголовки.
- Перескажите прочитанное: близко к тексту; кратко.
Выработка умения пересказывать полно
Задание. Подготовьте подробный пересказ небольшого рассказа.
- Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).
- Наметьте его основные смысловые части (картины).
- Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).
- Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.
- Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.
Выработка умения пересказывать кратко
Задание. Составьте сжатый пересказ по плану.
- Перечитайте текст.
- Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).
- Расскажите о главном в каждой части.
- Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.
- Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).
Выработка умения отвечать на вопрос по прочитанному тексту
Задание. Ответьте на вопросы.
- Прочитайте вопросы (вопросы даются заранее, чтобы дети целенаправленно читали текст).
- Прочитайте рассказ (необходимо думать об ответах и отмечать в тексте места, важные для ответа на вопросы).
- Найдите в тексте ответ на каждый вопрос (вопрос следует отметить галочкой).
- Проверьте себя: закройте книгу и ответьте (про себя) на все вопросы.
Выработка умения составлять план текста
Задание. Составьте план рассказа.
- Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).
- Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).
- Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).
- Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).
- Эту же работу выполните при чтении следующих частей.
- Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Выработка умения составлять рассказ о герое (или выборочный рассказ по одной сюжетной линии)
Задание. Составьте рассказ о герое.
- Перечитайте про себя произведение, отметив галочкой текст, относящийся к данному действующему лицу (событию).
- Определите, о чем говорится в каждом отрывке.
- Расположите отрывки по порядку, подумайте, как их можно объединить (поставьте порядковые номера).
- Продумайте порядок своего рассказа, еще раз перечитав отмеченные отрывки.
- Подумайте, какое отношение вызывает у вас этот персонаж.
- Составьте рассказ про себя.
- Проверьте себя, не упустили ли вы что-нибудь важное.
- Расскажите, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом